Приходовский Михаил Анатольевич

доцент, кандидат физико-математических наук

Томский университет систем управления и радиоэлектроники

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К УЧЁБЕ У ТАЛАНТЛИВЫХ СТУДЕНТОВ.

            Аннотация. Рассматривается комплекс различных организационных мер, применявшихся на протяжении 10 лет работы, направленных на развитие и поддержание интереса талантливых студентов к изучению курса.

         В последние несколько лет, в связи со снижением среднего уровня знаний абитуриентов по математике и физике, приходится уделять часть времени на повторение некоторых моментов школьного курса. Но при этом важно создать такую ситуацию в группе, чтобы одарённые студенты со временем не теряли интерес к учёбе, ведь именно на них в будущем, на старших курсах, ориентирована система группового проектного обучения, и именно они будут поступать в аспирантуру. Предметные олимпиады частично решают задачу пробудить интерес к предмету, но они проходят раз в году и никак не могут быть полным решением проблемы. Как же в каждодневной работе обеспечить дифференцированный подход к различным студентам группы с учётом их способностей? Конечно, это ни в коей мере не означает, что нужно от талантливых студентов требовать больше для получения того же количества баллов, однако если они могут освоить программу быстрее и лучше других, то необходимо дать им разные возможности это проявить. 

         1. Досрочный экзамен. Обычно обязанность лектора проводить досрочный экзамен не прописана в правилах, и далеко не все используют подобные поощрения для одарённых студентов. Тем не менее, возможность досрочной сдачи предмета, в котором студент хорошо разбирается, есть один из сильных стимулов к работе в семестре и своевременному освоению курса. Рейтинговая система позволяет определить лучших студентов, которые действительно понимают предмет и способны сдать досрочно в конце семестра (например, набравшие более 70% баллов от семестровой составляющей).

         2. Необязательные творческие домашние задания по усложнённым задачам, приближенным к олимпиадным. Здесь нельзя применять формализованный подход, иначе ради дополнительных баллов решение творческого задания будет имитировать вся группа, присваивая решения наиболее одарённых студентов, и тогда установить настоящих авторов будет невозможно. При заранее объявленной необязательности выполнения таких задач, преподаватель может видеть, кто из студентов регулярно в течение семестра понимает предмет лучше среднего и поощрять таких студентов в будущем.

         3. Гарантия от случайных ошибок. Студенты в начале семестра бывают ещё неорганизованны и могут получать не очень сильные баллы. При этом нередко у них возникает желание их исправить, то есть переписать работу второй раз. Обычно рейтинговая система предполагает только то, что преподаватель обязан предоставить возможность написать контрольную, пропущенную по уважительной причине, но для стимулирования стремления ликвидировать пробелы в знаниях, а значит, для  более качественного освоения материала бывает полезно разрешить и частичное исправление. Это приведёт к некоторому увеличению времени, потраченного преподавателем на консультации, поэтому нужно здесь искать «золотую середину», и такой стимул к ликвидации пробелов целесообразно использовать, только если последующие контрольные работы написаны лучше, например, допустить возможность исправления не всех, но одной (самой слабо написанной) из самостоятельных работ в конце семестра.

         4. Открытость и оперативное изменение методической информации (может  использоваться сайт кафедры). Примерный список вопросов может быть дан не на последней лекции, а в начале семестра, ведь у каждого лектора есть план курса и вопросы прошлого потока. При этом часто оказывается, что через одну - две недели почти у всех студентов есть ксерокопии списка вопросов, и они с интересом наблюдают, какую часть материала уже прошли, как слушаемый сейчас материал будет формулироваться в билетах. Можно также размещать на сайте подробный календарный план лекций, это даёт возможность точно знать, что изучить при пропуске. Текущие результаты и баллы также могут регулярно обновляться и быть доступны на сайте, что показывает открытость и прозрачность системы начисления баллов. Так называемые «электронные дневники» появляются только сейчас, а на сайте кафедры математики подобное было реализовано уже несколько лет назад, студенты ещё в 2004 году могли смотреть рейтинг, обновляемый раз в неделю. Электронные средства, в отличие от бумажных носителей, дают возможность делать доступными большие массивы информации. Пусть не все будут ею пользоваться, однако, кто стремится, смогут её получить. Также часто используется передача файлов через мобильные bluetooth-устройства, этот канал передачи данных очень оперативен и распространён среди студентов даже больше, чем интернет.

         5. Талантливым студентам важна обстановка доверия, возможность обоснованной критики преподавателя, к тому же это помогает лектору развивать и совершенствовать методы ведения занятий. Если в учебном процессе что-то не устраивает прилежных студентов, не пропускающих лекции, значит, есть основания прислушаться к их мнению. Впрочем, для этих целей не стоит создавать форум на сайте кафедры, так как им могут воспользоваться, наоборот, именно отстающие для развлечения и совершения противоправных действий. Обоснованная критика должна быть грамотно сформулирована и высказываться открыто. Также преподаватель может провести небольшой соцопрос среди студентов, полностью прослушавших курс (например, имеющих не более 10% пропусков) где они могут оценить курс лекций по параметрам «доступность изложения материала», «организованность учебного процесса», «объективность требований» и т.д. anketa Это позволяет студентам почувствовать, что лектору важно их мнение и только укрепит доверие студентов.

 



Hosted by uCoz